В эти дни в Ташкенте проходит кинофестиваль, посвященный французским женщинам-режиссерам. Его организовало посольство Франции в Республике Узбекистан
- Отношения между нашими странами в сфере культуры, наряду с другими областями, имеют важнейшее значение. Характерный факт: управление по культурным связям МИДа Франции – самое большое по численности. Эти отношения на сегодняшний день традиционно находятся на высоком уровне. Самое отрадное заключается в том, что проявляется тенденция к их расширению. И это далеко не случайно. Ведь Узбекистан – это страна с древнейшей цивилизацией, богатейшим культурным наследием. Отсюда взаимное культурное обогащение, дополнение, ибо наши страны имеют много общего в общечеловеческом плане, - отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Узбекистане Жак Андре Костий на пресс-конференции, созванной по этому случаю.
Что же касается нынешнего кинофестиваля, то на нем демонстрируются четыре фильма, которые сделаны женщинами-режиссерами и отражают широкую социальную тематику.
Еще совсем недавно фильмы, отснятые женщинами, составляли лишь 5 процентов от общего их количества. Но в последнее время - уже 15 процентов. Причем это всегда картины хорошего качества, которые практически ничем не отличаются от продукции мужчин-режиссеров. Вместе с тем в них можно подметить тонкую чувственность, ироничный взгляд.
Как подчеркнул советник по вопросам культурного и научно-технического сотрудничества Анри Томазини, женщины уверенно утверждаются в кинематографе Франции, самостоятельно находят источники финансирования для съемок. Причем многие были ранее актрисами, писательницами либо кинокритиками.
Женщины-режиссеры в своих работах касаются всех регистров и затрагивают все темы. На вопрос «Что вы снимаете, чего не снимают мужчины?» Паскаль Феран и Летиция Масон – режиссеры представленных в Ташкенте фильмов – дружно ответили: «Ничего!». Другими словами, их фильмы ничем не отличаются от картин, созданных мужчинами. Они и многие другие женщины смогли доказать свою компетентность, демонстрируя подчеркнутый стиль авторского кино. Значительный вклад в появлении и утверждении во Франции женщин-режиссеров внесла кинематографическая школа «Фелия».
В 60-х годах во Франции, как и во всем мире, интерес населения к кинематографу несколько снизился: появилось телевидение, затем – видео. Но затем люди снова пошли «в кино», ибо в кинозалах всегда царит своя, необычная атмосфера. Кстати говоря, если раньше создавались большие, вместительные кинозалы, то ныне предпочтение отдается небольшим уютным смотровым залам. В стране предусмотрена гибкая система скидок для определенных категорий населения – например, студентов. Широко используются абонементы на посещение кинозалов. Крупные компании организовывают просмотры кинокартин прямо в помещениях супермаркетов, куда посетители приходят за покупками (видимо, подобный опыт заслуживает внимания и распространения в наших условиях).
И результаты роста интереса к отечественному кинематографу не заставили себя долго ждать. Если в 1998 году 47 миллионов французов посетили кинотеатры, то в 1999 году – уже 50. Французские фильмы активно экспортируются в Европу (45 процентов от общего количества). Увеличивается объем их продаж в Азию. Наибольший интерес они вызывают в Японии, Бельгии, Швейцарии и некоторых других странах.
Французские кинематографисты твердо уверены, что государство должно поддерживать отечественное кино, вносить свой вклад в финансирование съемок фильмов. А последние не могут признаваться коммерческой продукцией, как, скажем жвачка или Соса-Соla (такой подход присущ Всемирной торговой организации).
Как отметила культурный атташе Франции в Республике Узбекистан, в случае успеха нынешнего кинофестиваля у узбекистанских зрителей подобные мероприятия можно было бы сделать регулярными. Многие из представленных фильмов удостоены премий по различным номинациям на международных фестивалях.